очередное эмигрантское г.) (solar_front) wrote,
очередное эмигрантское г.)
solar_front

"Искусство и техника взаимосвязаны"- Антонов, Олег Константинович. (часть первая)


Данный пост: оцифровка с незначительными вкраплениями более современных иллюстраций статьи "Ткать железо, и камни месить, и украшать землю человеческою красотой – работать!" в "Наука и жизнь" №2 1976 года за авторством С. Кипнис.

Об авиации начал мечтать рано. Мне шел четвертый год, когда к нам из Москвы приехал мой двоюродный брат и стал рассказывать о фантастическом перелете через Ла-Манш, совершенном Луи Блерио. На меня это произвело сильное впечатление. Помню тот вечер и рассказ брата поныне. Решил, что буду летать, как Блерио.
Родители вначале не обращали внимания на мое увлечение. Мама считала, что человеку вообще незачем летать. Отец, инженер-строитель по профессии, думал, что мужчина должен заниматься более основательным делом. Сам он строил дороги, больницы. Как-то во время туристского похода по Псковской области я встретил мосты из обтесанных ледниковых валунов, возведенные отцом в начале века. Пожалуй, они простоят еще тысячу лет, и ничего им не сделается. В общем, он любил основательность. И только бабушка все поняла: подарила мне модель аэроплана с резиновым мотором: тоненькие палочки, ниточки, бумага. Сначала мне было приятно ее рассматривать и запускать, а дальше я уж стал строить модели сам!
Мне очень хотелось летать. Четырнадцатилетним школьником я пытался поступить в летную школу. Но меня не приняли. Я сделал прямолинейный, но правильный вывод — раз хочется летать, а не на чем, надо построить то, на чем можно летать. Я начал строить планеры. Вот так я стал
конструктором. Организация в 1923 году Общества друзей Воздушного Флота была большим событием в жизни Советской страны. Для молодежи, бредившей авиацией, оно открыло двери в небо. Летом того же года в Саратове при губотделе ОДВФ были организованы спортсекция и кружок планеристов... Спросить совета было не у кого. Не было в то время ни руководств, ни литературы по авиации. Все нужные сведения приходилось собирать по крохам. Откуда же бралась у совсем молодых ребят-комсомольцев, школьников, даже пионеров такая уверенность в своих силах? Уверенность порождалась всем духом эпохи.


В двадцать третьем году летчик Константин Арцеулов организовал в Москве кружок «Парящий полет». Для начала он решил провести конкурс на проект легкого самолета. Мой приятель — саратовец Сергей Люшин, учившийся в Москве,— прислал мне условия конкурса, и я решил принять в нем участие.
Это был мой первый проект самолета. Расчетов и законов аэродинамики я тогда не знал, и Моя работа напоминала скорее рисование, чем конструирование... Случилась поразительная вещь: самолет мой тогда одобрили. Проект был даже опубликован в журнале «Смена».
Так я получил первое подтверждение мысли (ставшей потом моим убеждением): искусство и техника взаимосвязаны.

2
Страница рукописного журнала Кружка любителей авиации' (Саратов, 1920 г.), одним из редакторов и авторов которого был четырнадцатилетний школьник Олег Антонов.
4
На обложке журнала «Смена» (№ 8, 1924 г.) нарисованный Антоновым планер, проект которого он прислал на конкурс.

В 1924 году планер «Голубь» побывал на слете, а на следующий год я уехал учиться в Ленинград. В Ленинграде пришлось все начинать сначала. Конечно, было легче. Был аэроклуб-музей, завязалась дружба с другими планеристами, кружками. В мастерских, организованных при ленинградском Осоавиахиме, стали строить учебные планеры. Работали с энтузиазмом. Никто никогда не думал о зарплате, отдыхе, удобствах. Жили только одним стремлением: построить! Полететь! Планеры пекли, как блины. И «блины» летали совсем неплохо.

(отсюда, S-F): "Первый раз приехал на слет Олег Антонов из Саратова с планером "Голубь". Материалов для самолетостроения и в Москве было не густо, но в Саратове было совсем плохо - часть "Голубя" была сделана из картона, который за две недели дороги попросту размок. Восстанавливали машину прямо на горе, но летала она все равно не очень. В рулевом управлении использовали детали с погибшего "Комсомольца". Зато сконструирована "Голубь" был так, что на него можно было поставить мотоциклетный мотор и превратить планер в легкомоторный самолет!"


«Голубь» — первая ласточка, «сделавшая весну»: с создания этого планера 1923 г.) начался путь в авиацию саратовского школьника Олега Антонова, ставшего впоследствии выдающимся нонструктором.

3

5
Коктебель.-1930 г. Стартовая команда с помощью амортизаторов — резиновых шнуров отправляет в очередной полет антоновский учебный планер «Стандарт-П».
89
В нашем конструкторском бюро был создан рекордный цельнометаллический планер А-15. Я горжусь им не меньше чем «Антеем».

7
6


Морской флот развивается давно. Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся, летать. А они будут всегда. По окончании института меня назначили руководителем КБ по планерам в Москве. Бюро и мастерская помещались в подвале дома № 19 по Садовой-Спасской. Главной задачей было обеспечить чертежами учебного планера типа «Стандарт» строившийся в Тушине планерный завод.

1

С пуском завода вся наша маленькая группка перебралась в Тушино. Жить пришлось вначале в фанерных бараках, зато какие возможности для работы! Однако, в 1938 году планерный завод прекратил свое существование. Конструкторы разбрелись кто куда, а я пошел работать в большую авиацию.
В 1940 году мне поручили создание самолета типа "Аист". Не успели мы с помощью дружного коллектива опытного отдела завода закончить работу, как я был переведен на вновь создаваемый на базе бывшего трамвайного парка авиазавод, где всю конструкторскую работу пришлось налаживать с самого начала.

В начале 1941 года передо мной поставили новую задачу — начать на каунасском заводе серийное производство санитарного варианта нашего самолета, успешно выдержавшего к тому времени государственные испытания.

На новом месте с небольшой группой старых товарищей мы быстро наладили работу и уже собирались начать выпуск самолетов, да не тут-то было. Началась война, и под пулями преследовавших нас мы за три дня еле добрались на случайно подвернувшейся пожарной машине до посуровевшей, настороженной Москвы.

На этот раз меня направили налаживать производство десантных планеров. Еще в конце 1940 года проект моего семиместного планера получил первую премию на конкурсе планеров для ВВС. Сразу же в начале войны мне поручили срочно построить его опытный экземпляр и наладить серийное производство.

10

Октябрь. Эвакуация. Едем в Сибирь. Планер А-7 запущен в серийное производство. Люди работают неистово. С необыкновенной быстротой различные помещения: пивоваренный завод, бывший крытый рынок, мелкие склады - превращаются в цехи и мастерские. Живем у местных жителей "в порядке уплотнения", спим часто прямо на полу.

Почти всю войну летали наши А-7 за линию фронта в тыл гитлеровской армии... С партизанами поддерживалась регулярная связь. Им доставляли оружие, продукты, медикаменты, а от них вывозили раненых. Для этой цели очень подходили планеры, почти неуязвимые для противовоздушной обороны врага... Сотни планеров, отправленных на фронт, сослужили хорошую службу партизанам.

Однако партизаны нуждались не только в легком оружии, продовольствии и медикаментах. Требовалось снабдить их более мощным оружием. Самым подходящим для этого оказался бы небольшой танк массой 5-6 тонн.

Расчеты показали, что к танку можно приделать крылья и хвост с оперением, превратив его таким образом в своеобразный планер, фюзеляжем которому служит сам танк. Летчик, он же одновременно и танкист, управляет полетом, сидя внутри танка. Там расположили управление планером.

Летчик-испытатель Анохин, в прошлом знаменитый планерист-рекордсмен, научился управлять танком и сделал на нем в 1942 году полет с подмосковного аэродрома на буксире за самолетом-бомбардировщиком ТБ-3.


Модель крылатого танка - уникального летательного аппарата со сбрасываемыми после посадки крыльями.

Но бомбардировщиков ТБ-3 тогда не хватало, и буксировать наш крылатый танк нечем было.

Я вернулся на работу в конструкторское бюро А. С. Яковлева, где один за другим рождались проекты истребителей. С 1943 года я стал его первым заместителем, на всю жизнь усвоив кредо этого замечательного конструктора: "Нужно делать только то, что нужно".
12


продолжене следует...

Tags: СССР, Человек, самолет, цитата
Subscribe
promo solar_front october 18, 2017 11:19 22
Buy for 30 tokens
Желание упорядочить знание об окружающих варварах привело выдающуюся австрийскую науку к созданию " Таблицы Народов" (начало 18 го века). Просто представьте себе - уже вот-вот начнется семилетняя война, А.В. Суворов скоро придет в эти Альпы, а австрийцы уже были вооружены знанием своих…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments